Дискотека

Колесный диск не роскошь, а средство передвижения автомобиля.

Дискотека

Колесный диск не роскошь, а средство передвижения автомобиля. На него монтируется покрышка, а сам он прикручивается к ступице — нехитрая штука, еще на телеге освоили, но… Существует несколько видов дисков, и у каждого — свои достоинства и недостатки.

Штамповка
Штампованные диски — самые простые. Они состоят из самого диска (тарелки) и обода. Обе части штампуют из листовой стали и соединяют между собой при помощи точечной контактной сварки. После этого на поверхность наносят специальную прочную эмаль. Такими дисками снабжается большинство автомобилей в экономных комплектациях. Главное их достоинство — невысокая цена. Увы, внешний вид автомобиля эти довольно унылого дизайна колеса вовсе не украшают, и их приходится стыдливо прикрывать пластиковыми колпаками. Особенно умиляет манера большинства производителей красить их в черный цвет…

Достоинства штампованных дисков не только в их дешевизне, но и в способности к деформации. При сильном ударе (например, при попадании колеса в яму на большой скорости) диск гнется, но не ломается. Это дает возможность восстановления диска путем раскатки (сейчас такую услугу предлагают многие центры шиномонтажа). Еще деформация поглощает энергию удара, которая в ином случае привела бы к повреждению опорных и ступичных подшипников, амортизаторов и пр.
Недостатки: сомнительная эстетика и большой вес. И дело не только в том, что доставать запаску из багажника то еще удовольствие: тяжелое колесо увеличивает неподрессоренную массу автомобиля, что плохо сказывается на динамике и плавности хода.

Литье
Литые колесные диски бывают алюминиевые, магниевые и титановые (последние — большая редкость). Общее у них одно: их отливают в специальных формах по довольно сложной технологии. Формы бывают самые что ни на есть замысловатые. Так что с такими дисками машина выглядит, безусловно, наряднее. Впрочем, кроме яркой внешности они имеют еще одно существенное достоинство — относительно малый вес. Алюминиевые диски легче стальных процентов на 20, а магниевые — на 30. Снижение веса колеса приводит к улучшению динамики автомобиля — легкое колесо и раскручивается легче и быстрее останавливается, быстрее восстанавливает контакт с дорогой после проезда неровностей, что здорово улучшает управляемость на высоких скоростях. А еще улучшение охлаждения тормозных механизмов за счет высокой теплопроводности алюминия, лучшая балансировка и коррозионная стойкость — прямо удивительно, что кто-то еще ездит на «штамповках».

Однако есть и недостатки. Прежде всего, низкая пластичность — при сильном ударе диск не сомнется, а треснет либо сломается, а ремонтировать литые диски нельзя! Так что не слушай сладких напевов менеджеров некоторых шиномонтажей — все так называемые восстановления литых дисков — это небезопасное жульничество.
При покупке литых дисков стоит также учесть, что их толщина больше, чем у стальных, поэтому потребуются новые колесные болты — увеличенной длины. Здесь важно не перестараться — слишком длинные болты упрутся в тормозные механизмы. В общем, при выборе неплохо прислушаться к мнению консультанта, который подберет диски и болты для твоей машины. Увы, выбор по принципу «а мне эти нравятся» не всегда оправдан…

Ковка
Кованые диски изготавливают из тех же легких сплавов, что и литые, но по другой технологии. При ковке прочность диска выше, чем при литье. И они вдвое легче стальных, пластичнее и не ломаются при ударе, как литые. В общем, кованый диск вобрал в себя все преимущества литого и штампованного собратьев! Но кованый диск — дорогая вещь. Это связано с прискорбно низким коэффициентом использования материала — всего 30−40%, то есть до 70% заготовки идет в отходы!
Впрочем, тут нам на руку особенности нашей бескрайней (и несколько безалаберной) Родины. Во всем мире кованые диски — элитные изделия, но в России это не так. У нас их производят по конверсии бывшие военные заводы, поэтому цены на кованые диски у нас более чем в десять раз ниже мировых. По качеству же они не уступают, а порой и превосходят иностранные аналоги. Обрати внимание на продукцию Салдинского и Ступинского заводов.

Составные
Мы привыкли, что колесный диск — цельное и неразборное изделие, однако это не всегда так. Составные диски собираются из двух или трех частей при помощи крепежных болтов, не абы каких, а дорогих, титановых. Части диска изготавливаются по разным технологиям — например, обод кованый, а диск литой. Такой подход позволяет дополнительно уменьшить вес диска, а также увеличить его ремонтопригодность. Вес составного диска при равном диаметре может быть в два раза меньше, чем у литого.
Увы, такая сложная технология пока недоступна отечественному производителю — составной диск требует высочайшей точности изготовления деталей, поэтому такие диски бывают только импортными и стоят ох как недешево! Впрочем, титановые болты в них, скорее всего, будут российские, что хоть как-то способствует патриотизму… И уменьшению стоимости.

Выбирай правильно!
Выбирая колесные диски, стоит помнить: вопрос касается не только эстетики, но и безопасности. Прежде всего смотри на производителя — сейчас рынок наполнен массой китайского недорогого «литья», которое, похоже, отливает каждый дядюшка Ляо в своей маленькой печечке между бамбуковой хижиной и рисовым полем, добывая алюминий из списанных советских ракет. Мало того что такие изделия не отличаются высокой точностью изготовления, но зачастую они не отвечают никаким критериям прочности. Согласись, разрушение диска на высокой скорости тебя вряд ли обрадует… Кстати, это именно тот редкий случай, когда можно смело рекомендовать отечественного производителя — наши стандарты сертификации гораздо строже европейских, американских и японских.

Обрати внимание на конструкцию! Множество мелких спиц «под старину» выглядят очень прикольно, но надо понимать, что они легко забиваются грязью, нарушая балансировку диска. Диск должен самоочищаться под действием инерционных сил, а если грязь быстро скапливается между спицами и ее приходится выковыривать, значит, в погоне за модой фирма-изготовитель выбрала неудачную идею.
Отдельное слово о балансировочных грузиках: лучше использовать самоклеющиеся, а не привычные на скобках. Забивая скобочку, работник шиномонтажа повреждает лак, а свинец образует с металлом диска гальваническую пару, что многократно ускоряет коррозионные процессы. Да и держатся эти скобки на толстой закраине диска довольно плохо… Впрочем, сейчас на скобки сажают грузики разве что в глухой деревне, на приличном шиномонтаже сами знают, как правильно.
В общем, штампованные, литые или кованые — вопрос прежде всего вкуса и кошелька. Главное, чтобы колесо крутилось. А впрочем, в девушке все должно быть прекрасно, и колеса тоже. Как говорится: «Ведь ты этого достойна!"

Rubberball/Fotosa.ru

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить