Особенности китайской медицины

Как жители Китая справляются с душевными переживаниями и как традиционная китайская медицина пытается разглядеть за симптомами истинные причины болезней?

Особенности китайской медицины

Весной 2009 года Нина в качестве переводчика сопровождала одного из представителей мелкого отечественного бизнеса в поездке по Китаю. «Здесь лечились все советские летчики», — сообщил Нине ее подопечный, Владимир, когда они выходили из аэропорта города Ханчжоу. Заговорил он об этом не случайно — молодой, пышущий здоровьем бизнесмен был уверен, что страдает от всех болезней на свете. Больше всего его мучил «атипичный кашель», головокружения и тошнота по утрам. Причем Владимир никак не связывал эти симптомы со своей привычкой ежедневно выкуривать по две пачки сигарет и каждый вечер злоупотреблять алкоголем.


«Ему во что бы то ни стало хотелось попасть на прием в лучшую больницу города, — вспоминает Нина. — Я смотрю на часы: половина пятого. Местные больницы закрываются в пять, а в семь у нас самолет в Гуанчжоу. Времени искать лучшую явно не было, поэтому мы зашли в первую попавшуюся. Выглядела она, как космический корабль: серый металл снаружи, невиданный пластик внутри, масса электроники, люди в униформе… Мы вошли в кабинет площадью два на два метра. В углу стоял крошечный стол, за которым сидел крошечный доктор. Специалист проверил пульс, посмотрел на язык, померил давление, послушал дыхание и принялся за расспросы. Владимир долго и подробно рассказывал о странных и неожиданных болях в пятке и пояснице, головокружениях, ослаблении памяти и внимания, плохом аппетите по утрам и несварении желудка после обеда и, наконец, о том самом „атипичном кашле“, который, по его мнению, мог означать либо воспаление легких, либо что-то еще более страшное. Пациента отправили делать снимок легких, и я ненадолго осталась с доктором наедине. „Вот это, — сказал он, указывая на один из рецептов, — нужно принимать строго по времени, не пропуская ни одного раза. Остальное — желательно, но не так важно“. Вернулся разочарованный Владимир с идеальным снимком легких. Нам пора было уходить, и уже на выходе я спросила врача, что это за особо важное лекарство. „От тревожности“. — „А остальные?“ — „Остальные — от его вымышленных симптомов…“ Доктор подтвердил пациенту все диагнозы, которые тот себе поставил, выписал восемь „пустышек“ для борьбы с каждым и одно настоящее лекарство, чтобы устранить истинную причину симптомов — ипохондрию.
Пункт выдачи лекарств выглядел, словно зал с картотекой огромной старинной библиотеки. Здесь мы получили заветные средства: девять ароматных мешочков из грубой желтой бумаги, наполненные корешками, листьями, лепестками, сушеными насекомыми и прочим…»

Неизвестно, как сложилась судьба Владимира. Но он получил то, что хотел: подтверждение всех своих хворей в восьми пакетиках и лекарство от них — всего в одном.
«Чрезмерное курение и алкоголь вряд ли являются истинной причиной симптомов Владимира, — комментирует психотерапевт и иглорефлексотерапевт Наталья Кавасина. — Если серьезно его расспросить, наверняка найдутся психологические проблемы, истоки которых, скорее всего, находятся в детстве. Китайский доктор быстро это понял и пошел по пути „парадоксальных предписаний“ — он признал несуществующие болезни, более того, выписал экзотические лекарства, в то время как реально против тревоги будет работать только одно из них».


ЧАСТИ ЦЕЛОГО

Китайская медицина — гораздо больше, чем наука о нормальных и патологических процессах в организме. Это сложная философская система, описывающая устройство вселенной и человека, их взаимосвязь и взаимовлияние.
Одно из фундаментальных свойств восточной философии — целостный подход, который рассматривает личность как единство тела, разума и духа. Таким образом, в китайской медицине доктор — одновременно психотерапевт.
«Основное отличие китайской медицины — в системном видении человека в его многогранном взаимодействии
с окружающим миром, — подтверждает врач восточной медицины, психолог и психотерапевт Айна Светушкина. — Если западная медицина ориентирована на лечение симптома, то есть его устранение или подавление, то восточный подход нацелен на поиск и решение истинных причин болезни».

Говоря о факторах, которые могут привести к заболеванию, китайские трактаты по медицине называют шесть внешних причин (ветер, холод, летний зной, сырость, сухость и жар) и семь внутренних причин, или семь эмоций: радость, гнев, грусть, вожделение, печаль, страх и испуг. Китайцы верят, что так же, как перегревание или переохлаждение, чрезмерные переживания и сильные чувства могут стать причиной болезни, причем разные эмоции влияют на разные органы. Гнев вредит печени, испуг и чрезмерная радость — сердцу, печаль — легким, вожделение — селезенке, страх — почкам. Чтобы сохранить здоровье, человек должен отслеживать и правильно реагировать как на изменения в окружающем мире, так и в себе, задействовать в исцелении собственные ресурсы организма.

РАНЕНОЕ СЕРДЦЕ

Марина целый год жила и училась на севере Китая. Каждый день девушка ходила на массаж к местной жительнице. Массажистка — миниатюрная женщина с мощными руками — не была врачом, скорее фельдшером, только в рамках традиционной китайской медицины. Долгое время она никак не проявляла себя — только молча делала массаж, пока однажды Марина не пришла на прием с красными опухшими глазами. На вопрос «что случилось?» девушка только развела руками: она и сама не знала. В один день глаза вдруг покраснели и начали болеть. К ее удивлению, женщина быстро нашла причину, сказав, что у девушки буквально «ранено сердце», и это отразилось на глазах. «Ранено сердце», или шан синь, по-китайски означает, что человек принимает что-либо очень близко к сердцу, страдает, грустит. И действительно: за день до этого Марина получила известие, что ее родители разводятся. В тот день массаж был особенный. Китаянка больше часа производила странные манипуляции с шеей девушки и затылком, поглаживала их и постукивала гребнем из черепахового панциря. На следующий день глаза перестали болеть, к тому же, по признанию Марины, стало спокойнее на душе.

Китайский врач объяснил бы, что массажистка правильно определила меридиан — меридиан сердца. Он относится к системе инь, элементу «огонь», имеет внешний и внутренний ходы, содержит 9 точек акупунктуры. Ответвление его внутреннего хода поднимается вверх, достигает глазного яблока и связывается с мозгом — вот она, загадочная взаимосвязь «раненого сердца» и опухших глаз.

Наталья Кавасина объясняет это так: «Мысли вызывают эмоциональные реакции, на которые реагирует тело. Легкие и приятные эмоции делают тело гибким, подвижным, мышцы — эластичными. От тяжелых эмоций они, наоборот, становятся „каменными“, формируя мышечные зажимы. Эти эмоции не рассасываются, а накапливаются и вытесняются в сферу бессознательного, откуда, как из бункера, разрушают тело, вызывая так называемые психосоматические заболевания. Развод родителей — в самом деле удар по сердцу ребенка. Невыраженная боль и сопряженные с ней чувства гнева, отчаяния, одиночества вызвали у девушки напряжение в области шеи. Именно этими мышцами мы „зажимаем“ свои тяжелые чувства, и именно с ними работала китайская массажистка».


ПУСТОЙ ОГОНЬ

Традиционная китайская медицина предлагает множество методик, способных облегчить как физическое, так и психологическое состояние пациента: иглорефлексотерапия, су джок терапия, акутоника, ароматерапия… Китайские доктора успешно справляются с паническими атаками, неврозами, фобиями, синдромом хронической усталости, избыточной массой тела, стрессами, депрессиями, всевозможными зависимостями.

Более десяти лет Дерек страдал от тяжелой наркотической зависимости — курения марихуаны. Последние семь из них он употреблял траву ежедневно и в больших дозах. Молодому человеку исполнилось 27 лет, когда патологическое увлечение подвело его к опасной грани. Тогда один из друзей привел Дерека в кабинет врача восточной медицины. Диагноз звучал довольно неожиданно: дефицит ци в селезенке, застой ци и крови в нижнем цзяо и разрушение сердца посредством огненного ци.

Лечение основывалось на акупунктуре и беседах с психологом. Уже на второй день, благодаря иглоукалыванию, ушло психологическое напряжение, пациент почувствовал эмоциональный подъем. «До того, как началось лечение, я не мог принять однозначного решения бросить наркотик, — рассказывает Дерек. — Однако с тех пор, как я начал курс, жизнь стала возвращаться ко мне, я почувствовал позитивный настрой и прилив сил». По правде говоря, молодой человек не исключил марихуану из своей жизни окончательно. Однако старое увлечение никогда не превращалось в частое и тем более регулярное занятие.

Комментируя эту ситуацию, Наталья Кавасина отмечает, что акупунктура заменила Дереку медикаментозное лечение: «В последние годы был проведен ряд клинических исследований, которые показали, что иглоукалывание эффективно для снятия абстинентного синдрома при разного рода зависимостях».


ГИГИЕНА ДУХА

В последние два десятилетия в рамках традиционной китайской медицины появилась своя психология. Ее основатель, заместитель главного врача госпиталя «Гуанъаныиэнь» при Академии традиционной китайской медицины в Пекине, доктор Ван Вэйдун на протяжении 20 лет исследует применение методов восточной медицины для лечения психических заболеваний. Теоретическая основа китайской психотерапии базируется на принципах фрейдизма, осмысленных в терминах классической китайской философии. В работе с больными, наряду с общеизвестными методами психотерапии, применяются и восточные медицинские практики (массаж, акупунктура, фитотерапия) и собственные разработки доктора Вана — например, цигун-гипноз. По его мнению, особую роль в лечебном процессе играет взаимодействие врача и пациента. Поэтому большое внимание уделяется подавлению cопротивления в сознании больного и выстраиванию подчинительно-доверительных отношений. Для ослабления сопротивления на разных стадиях процесса используются различные методики. Например, в самом начале работы врач предоставляет возможность выбрать средство лечения самостоятельно.

В большинстве случаев это никак не влияет на ход терапии, однако сама ситуация свободы выбора создает доверительные отношения между врачом и пациентом.

«В Китае всегда с особым трепетом относились к старшим, — говорит доктор Ван. — В широком смысле этого слова: к старшим по возрасту, общественному положению, обладающим большей властью, знаниями или авторитетом. Отсюда — бесконечно уважительное и доверительное отношение к учителям. Психолог или психотерапевт должен быть для пациента кем-то вроде учителя — понимающим, добрым, опытным и значительно более осведомленным наставником, который знает ответы на все вопросы. Китайский доктор — ведущий, пациент — ведомый, он слепо доверяет своему врачу и идет за ним с закрытыми глазами».
Говоря о связи эмоций и физического состояния человека, китайцы выводят весьма своеобразную формулу здоровья и долголетия: меньше грустить и радоваться, меньше любить и ненавидеть, меньше желать и делать, меньше думать и говорить и, конечно, не суетиться. Словом, чтобы жить долго, нужно не жить в нашем, западном, понимании этого слова, а пребывать в некоем срединном состоянии непоколебимого спокойствия и равновесия.


Работа над ци

Энергия ци — животворная энергия, пронизывающая все сущее на земле, своего рода электричество, которое превращает набор неживых элементов в живой механизм. Она движется по невидимым глазу каналам. В случае, когда движению этой энергии что-то препятствует, возникает «затор», или болезнь.

На наружной части каждого канала располагаются активные точки, воздействие на которые (например, иглоукалывание или прижигание) вызывает тонизирующий и лечебный эффект. Специальная гимнастика для ци — известная всем цигун. Она развивает навыки управления и регуляции внутренней энергии, направлена на поддержание телесного и психического здоровья с помощью таких практик, как боевые искусства, медитация и гимнастические упражнения.

Единство противоположностей

Согласно воззрениям древних китайцев, в мире сосуществуют два противоположных начала: инь — женское, темное, пассивное, материальное, мягкое, холодное, символом которого является Луна, и ян — мужское, светлое, активное, духовное, твердое, горячее, абсолютным воплощением которого является Солнце. Все явления живой и неживой природы, включая эмоции и симптомы болезней, в зависимости от их свойств можно разделить на «иньские» и «янские», а также распределить по пяти основным элементам мироздания: вода, огонь, металл, дерево, земля. Этим элементам в человеческом организме соответствуют пять главных цзан-органов: печень, сердце, селезенка, легкие, почки. Интересно, что в традиционной китайской медицине мозг не считается центром психической деятельности. Функции мозга, как их понимают в западной медицине, распределены между цзан-органами. Поэтому и психология в китайской медицине представляет собой лечение внутренних органов.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить