Душевный прорыв

В наши дни походы к психоаналитику — такая же повседневная рутина состоятельного человека на Западе, как утренний кофе и бег трусцой.

Душевный прорыв

В наши дни походы к психоаналитику — такая же повседневная рутина состоятельного человека на Западе, как утренний кофе и бег трусцой.
«Разговоры за жизнь» на кушетке особенно популярны среди бизнесменов, представителей творческих профессий и женщин. А уж о комплексах с легкостью рассуждают даже те, кто имеет о них весьма смутное представление. Трудно поверить, но «изобретению» Фрейда, перевернувшему наши представления не только о психических процессах, но и о религии, искусстве, мифологии и законах общества, едва минул век. А начиналось все с чистой медицины — нового метода лечения неврозов.

«Билет в детство
В 1880 году известный венский врач-психиатр Йозеф Брейер рассказал молодому коллеге Зигмунду Фрейду об интересном случае: одна из больных Брейера, страдавшая истерией, неожиданно пошла на улучшение, и случилось это после сеанса гипноза, во время которого пациентка подробно рассказала о психических травмах, перенесенных в раннем детстве. Причем о таких, о которых «в ясном уме» она, скорее всего, постеснялась бы поведать даже врачу. После сеанса врач зафиксировал явное ослабление симптомов психического заболевания. Фрейда это заинтересовало. Начав работать у Брейера, молодой ученый попытался использовать ту же методику на других пациентах. Больные, которых удавалось «разговорить», припоминали давнишние события, результатом которых стали психические травмы, — и начинали выздоравливать. В 1895 году Брейер и Фрейд опубликовали совместную работу «Исследования истерии», в которой связали симптомы этой болезни с глубинными воспоминаниями о травмирующих событиях раннего детства. Речь не обязательно идет о криминале (била мать, насиловал отчим и т. п.). Все гораздо проще. Как существо биологическое ребенок не знает запретов и хочет получить то, что ему нравится, немедленно. Всякое противодействие вызывает у него раздражение, разочарование, гнев. Рано или поздно ребенок научится жить в окружающем мире по принятым там правилам, но, как говорится, «осадок останется». Осадок — это и есть подавленные воспоминания о конфликтах детства. Кому охота постоянно мучить себя мыслями о том, что в обществе считается стыдным? Вот сознание заботливо и загоняет неприятные сюжеты туда, откуда ничего не выкопаешь, — в глубины подсознания. Конфликты между сознательным и бессознательным перерастают в комплексы, от коих полностью не способен избавиться никто. Заявление «Я без комплексов!», по мнению Фрейда, иллюзия.

«Ходячие комплексы
Задача психоанализа не устранить комплекс, а лишь показать пациенту, как этот комплекс влияет на его самооценку и взаимоотношения с другими людьми. Не все же вокруг истерики! У многих подсознательные влечения находят выход в социальной или творческой деятельности. Этот процесс переключения называется «сублимацией» (еще одно модное, но не всем понятное слово).
В 1923 году ставший уже знаменитым «отец психоанализа» окончательно сформулировал свою теорию, согласно которой наша психика базируется на «трех китах», названных Фрейдом «оно» (Id), «я» (Ego) и «сверх-я» (Super Ego). «Оно» — это основные подсознательные влечения, диктуемые нашим животным началом, — такие как агрессия или секс. «Я» — это собственно сознание, ограничивающее влечения с учетом законов, традиций и морали. «Сверх-я» — контролер, ответственный за своевременное удаление нежелательных влечений. Многие считают, что «сверх-я» — это и есть совесть.

Фрейдовский словарик
«АРХЕТИП — наследуемая идея или даже настроение, к которой твой собственный жизненный опыт не имеет непосредственного отношения. Например, боязнь темных комнат. Или пауков. Или страх остаться старой девой.
«ВЫТЕСНЕНИЕ — замещение логичного поступка эффектным. Например, вместо того чтобы попросить у начальства повышения зарплаты, ты, придя домой, швыряешь в бойфренда туфлей, плачешь и кричишь, что жизнь не удалась.
«КОМПЛЕКС — подавляемые идеи, желания и убеждения, способные испортить твое поведение и жизнь в целом. Эти идеи поштучно не существуют — их всегда целая куча (то есть целый комплекс — отсюда и название). Термин, между прочим, изобретен не Фрейдом, а Юнгом. Самые «модные» комплексы: Комплекс неполноценности — бессознательное и сильно преувеличенное чувство собственной маловажности. Часто маскируется агрессией. Комплекс эдипов — сдерживаемое половое влечение ребенка к родителю противоположного пола и соперничество с родителем своего пола. Нормальный и необходимый этап в развитии ребенка.
«КОНВЕРСИЯ — превращение внутреннего конфликта в симптом физического заболевания: сердце болит, язык отнимается, ноги
не слушаются и т. п.
«ЛИБИДО — половое влечение.
«ОГОВОРКА ПО ФРЕЙДУ — случайное проскальзывание в речи словечек, якобы выдающих твои сексуальные желания или намерения. Например, отпрашиваясь у мамы в кино, ты хочешь сказать: «Заночую у Лены», а говоришь почему-то: «Заночую у Вовы».
«ПОДАВЛЕНИЕ — сознательное ограничение неприличных (подсознательных) желаний в соответствии с этикетом и уголовным кодексом.
«РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — умение скрывать истинные мотивы своих поступков даже от себя самой. Например, ты отказываешься
от вечеринки, потому что «ужасно устала и хочешь спать», а на самом деле боишься встречаться с новыми молодыми людьми: вдруг не понравишься.
«СУБЛИМАЦИЯ — перенаправление «запретных», общественно осуждаемых или просто недостижимых желаний в мирное русло. Челентано, например, в «Укрощении строптивого» дрова рубил. Жители мегаполисов чаще пишут стихи или разрабатывают перспективные бизнес-проекты.

«По заветам великого Фрейда
Звездный час психоанализа наступил в промежутке между двумя мировыми войнами. После первой из них миллионы людей внезапно осознали (или хотя бы подсознательно почувствовали), что возврата в «золотой век» нормы и покоя уже не будет. Многие даже утверждали, что после массовой бойни, социальных революций и революций в науке всему человечеству одна дорога — на кушетку к психоаналитику. В этот период сугубо научные термины — «оговорки по Фрейду», «рационализация», «сублимация», «вытеснение», «комплексы» — вошли в обыденный язык. А их автор стал знаменем целой эпохи. Его мало кто понимал, но все уважали, даже боготворили. Учениками Фрейда считали себя почти все знаменитые психоаналитики первой половины ХХ века, но каждый из них тем не менее шел своим путем. Самым ярким из них безоговорочно считается основатель аналитической психологии (ее еще называют глубинной) — швейцарский психолог и психиатр Карл-Густав Юнг.
Юнг считал, что в человеческой психике кроме индивидуального уровня бессознательного существует и более глубинный слой — коллективное бессознательное — опыт прежних поколений. А выражается этот опыт в архетипах — мифологических образах, художественных символах, сновидениях. Чтобы было понятнее: архетипами являются образы матери-земли, мудрого старца, демона… Ту роль, которую в построениях Фрейда играет секс, у Юнга выполняют архетипы. Если Фрейд бесконечно «копался» в бессознательных переживаниях раннего детства, то внимание Юнга привлекли религия, мифология, художественное творчество. Фрейд считал, что изыскания Юнга — это не медицина, а мистика. Забавно, но психоаналитиков-юнгианцев в наше время на порядок больше, чем последовательных фрейдистов. Наука или личности двух великих ученых тут ни при чем: «ничего личного — только бизнес»! Для огромной массы состоятельных и считающих себя образованными людей расслабленно беседовать на кушетке о мифологии и искусстве куда приятнее, чем разбираться в собственных детских сексуальных фантазиях.

«Комплекс неполноценности
Еще один ученик Фрейда — его соотечественник и коллега Альфред Адлер — основал собственную школу психоанализа, которую назвал «индивидуальной психологией». Он также разошелся с учителем на «сексуальной» почве, посчитав, что Фрейд слишком большое внимание уделяет интимным переживаниям пациента в ущерб социальным факторам, которые тоже чего-то стоят. Главным в теории Адлера является комплекс неполноценности — он лежит в основе всех проблем, с которыми пациент спешит на прием к психоаналитику. Неполноценность может быть социальной, физической и — как же без этого! — сексуальной.
Адлер подчеркивал: главное, что формирует психику, это достижение целей. Неважно каких — сознательных или неосознанных. А основной движущей силой личности является агрессивное стремление к превосходству над другими. Для ребенка это стремление до поры до времени неосуществимо, отсюда все комплексы, требующие компенсации.
Коллегия венских профессоров-психиатров обвинила Адлера в «абстрактном философствовании» и запретила ему преподавать на медицинском факультете. Можно было бы прислушаться к мнению ученых мужей, если бы не международный успех, которого Адлер добился в сфере как раз практической: основанная им в 1921 году первая детская реабилитационная клиника стала образцом для сотен подобных учреждений во всем мире.

«Золотая кушетка
Установление гитлеровского «нового порядка» по всей Европе привело к массовой эмиграции ведущих психоаналитиков в США. И после войны Штаты превратились в мировой «центр психоанализа». Теория психоанализа окончательно оформилась в качестве респектабельной научной дисциплины на стыке медицины, психологии и философии. Одновременно с развитием высокой науки начался настоящий бум психоаналитической терапии. Благодаря этому направлению учение Фрейда, Юнга и Адлера стало одной из самых «долгоиграющих» мод ХХ века. И на волне моды к серьезной научной теории неизбежно «прилипали» различные самозваные целители, якобы излечивающие прямо с экрана телевизора. За «беседы на кушетке» люди стали платить большие деньги, и это не могло не привнести в психоанализ элемента вульгарного «чеса», более привычного в мире шоу-бизнеса. Не случайно подобную «халтурку» стали именовать «поп-психологией».
Но Фрейд в этом, право, не виноват.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить