Русский Диор: как Вячеслав Зайцев стал легендой моды

2 марта российский модельер и художник Вячеслав Михайлович Зайцев отметил юбилей — легендарному «Красному Диору» исполняется 80 лет. Для многих людей Зайцев — это павловопосадские платки, хохлома и кокошники. Но что на самом деле прославило Славу Зайцева?
Русский Диор: как Вячеслав Зайцев стал легендой моды

К юбилею великого мастера Полина Уханова, руководитель МВЦ «Музей Моды» и куратор выставки «Ностальгия по красоте. К юбилею великого мастера», расказала Thevoicemag.ru о главных моментах карьеры Вячеслава Зайцева и его восхождении на модный Олимп.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почетный гражданин Парижа и Иваново

Альберт Пушкарев / ТАСС

Слава Зайцев — это бренд и легенда. Без преувеличения, его можно назвать самым известным русским кутюрье второй половины ХХ столетия. Главная особенность Вячеслава Михайловича Зайцева — его бесконечная любовь к России, абсолютная, безграничная преданность Родине, которая пропитывает всё его творчество. Недаром самыми знаменитыми коллекциями маэстро являются «Тысячелетие Крещения Руси» и «Русские сезоны».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Коллекция «Тысячелетие Крещения Руси», показанная Зайцевым в Нью-Йорке в 1987 году, возродила в Европе моду на русский стиль и роскошь, которую быстро переняли западные дизайнеры, внедрив в свои коллекции. За «Русские сезоны», экспонировавшиеся в Париже, он в конце 1980-х годов удостоился звания «Почётного гражданина Парижа» и медали из рук самого Жака Ширака. При этом в родном Иванове Вячеслав Зайцев стал почётным гражданином на несколько лет позже.

Для Зайцева любима и традиционна «игра в народность», которой он увлекается с самого начала своего творческого пути. Даже во времена СССР он называл себя именно «русским человеком, русским художником», подчёркивая свою «русскость» и отказываясь подстраиваться под узкие границы «советскости».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К сожалению, эта любовь модельера к своей стране, к национальной русской культуре и корням заставляет многих людей думать, что Зайцев работает только в стилистике народного костюма, колористике и орнаменталистике павловопосадских платков, хотя это далеко не так.

На выставке в Музейно-выставочном центре «Музей Моды» «Ностальгия по красоте. К юбилею великого мастера» представлено множество образов, которые выполнены в совершенно ином ключе, в классическом стиле. Некоторые наряды навеяны творчеством великих кутюрье начала ХХ столетия: Поля Пуаре, Коко Шанель, Эльзы Скиапарелли. Зайцев любит и понимает историю, творчески перерабатывая её символизм и внедряя его в свои коллекции.

Опережая время

Михаил Метцель/ТАСС
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Слава Зайцев всегда опережал своё время, что было особенно заметно в эпоху СССР. Он был первым, кто смело, открыто и очень искренне заявил о наличии моды и стиля за железным занавесом, доказал, что в советской России мода существует, причем на очень высоком, даже кутюрном уровне.

Важная роль в творчестве Зайцева принадлежит и его Театру моды — уникальному проекту, который с успехом гастролирует по миру вот уже не первый десяток лет. Слава Зайцев первым в России заявил о том, что модный показ — это не только демонстрация одежды, но ещё и шоу. Тем самым он предвосхитил современные перформансы, которые часто устраивают молодые дизайнеры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не меньшую роль Зайцев сыграл в формировании научного подхода и развитии интереса к моде в нашей стране, инициируя первые дискуссии на тему путей и векторов развития моды — по сути, первые модные форумы. Особое внимание он уделял работе с молодёжью, подчёркивая, что моду создает не только художник, но и улица.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Красный Диор

Анна Салынская/ ИТАР-ТАСС
Анна Салынская/ ИТАР-ТАСС

Уже больше 30 лет Вячеслава Зайцева за границей называют не иначе как «Красный Диор», намекая на его безупречный вкус, сравнимый разве что с легендой мировой моды — Кристианом Диором, произведениями которого Зайцев продолжает вдохновляться до сих пор. Диор и Ив Сен Лоран — любимые кутюрье русского мэтра моды. Слава Зайцев дружен со многими великими модельерами, в том числе с Пьером Карденом Коллекции мастера демонстрируются на лучших подиумах мира — в Париже, Нью-Йорке, Дели и других.

Во времена СССР в должности художественного руководителя Экспериментального цеха и заместителя художественного руководителя Общесоюзного дома моделей одежды он спускался «с Олимпа на поток», создавая для различных предприятий огромной страны разнообразнейшие модели, всегда отличавшиеся идеальным качеством. Он самостоятельно ездил на текстильные фабрики, отбирая лучшие ткани (шёлк, шерсть, штапель, хлопок) и синтетические материалы, которые вошли в моду во время покорения космоса — в 1960-1970-х годах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Художник, скульптор, модельер

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как и лучшие модельеры ХХ века, Вячеслав Михайлович умеет «видеть» ткань, словно скульптор, который в глыбе мрамора способен разглядеть прекрасную Венеру. Рулон ткани — даже самой простой, непрезентабельной — он может представить, вообразить роскошным нарядом. Очень тонко, почти интуитивно, на уровне художника Зайцев чувствует гармонию цветов и пластику тканей и материалов.

Давние покупатели и поклонники бренда Slava Zaitsev признаются, что платья, костюмы и жакеты от Славы Зайцева можно носить десятилетиями — они не только не выходят из моды, но и не теряют форму, вид и цвет. Его одежда безупречна во всех смыслах — и эстетических, и функциональных, он абсолютный фанат своего дела и трудоголик, стремящийся к безупречности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ностальгия по красоте

Музей моды не мог пропустить юбилей мастера и «отпраздновал» его выставкой «Ностальгия по красоте», которая открылась в Музее моды 27 февраля и продлится до 13 мая. Экспозиция демонстрирует лучшие образцы его искусства, причём не только костюмы и аксессуары, но и оригинальные эскизы, фотографии и картины, созданные Зайцевым с помощью компьютерных технологий в 2017 году. Костюмы модного дома Вячеслава Зайцева хранятся в собраниях Государственного Эрмитажа и Музея Москвы, а его картины входят в собрания Третьяковской галереи и Музея Прадо в Мадриде.

Текст: Полина Уханова. Материал подготовлен совместно с МОСГОРТУР.