Прасковья Ангелина. Женщина за рулем (трактора)

«В СССР секса нет» – этой уже исторической фразой ошарашила аудиторию советская участница первого телемоста с Америкой. Чего не было в стране, так это секс-символов в их сегодняшнем понимании. А вот дамы, достойные и вызывавшие восхищение, точно были.
Прасковья Ангелина. Женщина за рулем (трактора)

«В СССР секса нет» – этой уже исторической фразой ошарашила аудиторию советская участница первого телемоста с Америкой. Чего не было в стране, так это секс-символов в их сегодняшнем понимании. А вот дамы, достойные и вызывавшие восхищение, точно были. И не только звезды кино, но и женщины, сделавшие профессиональную карьеру в традиционно мужских сферах деятельности. Такие, как первая трактористка Паша Ангелина.

На коне
В любимой книжке советской детворы – сказке «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина – приведен приметный диалог: «А чья жена Паша Ангелина, что ты ее считаешь знатнее шейхов и королей?» - спрашивает старик джинн, столетия просидевший в бутылке. А освободивший его из заточения советский пионер терпеливо объясняет политически неграмотному дедушке: «Она сама по себе знатная, а не по мужу. Она знаменитая трактористка!»
Формально судьба первой советской трактористки идеально вписывается в каноны феминизма. В крестьянской стране с патриархальным укладом Паша первой оседлала, как тогда говорили, «стальную лошадку» – села за руль современного трактора, став примером для тысяч соотечественниц. Иными словами, презрела традицию, закреплявшую место женщины на кухне и в детской, сделала профессиональную карьеру. Карьеру в сфере высоких технологий – советского «хай-тека» двадцатых! Однако, вспоминая, что это было за время, на память приходят другие кони. И другие женщины – некрасовские: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет...»
Прасковья Ангелина (для всей страны на всю жизнь она осталась просто Пашей) родилась в 1913 году в Донецкой области в семье сельского батрака. Девочка росла и готовилась к спокойной сельской жизни. До тех пор, пока в отсталую российскую деревню не ворвалось тарахтящее заграничное чудо техники – трактор. Случилось это в 1928 году, а уже в следующем Паша закончила курсы трактористов и, по официальной версии (неофициальные мы уже никогда не узнаем), первой из женщин в стране сама села за руль трактора.
Новейшую технику советские колхозники оценили по достоинству, однако управлять стальными агрегатами традиционно считалось неженским делом. Механизатор, руливший машиной, в то время был первым парнем на деревне. Можно было даже тайком от колхозного начальства прокатить на тракторе свою избранницу. У любой из сельских красавиц дух захватывало от подобных предложений – но только не у Паши Ангелиной, которая сама рулила на зависть всей деревне.
К ревности местных трактористов прибавлялся и назревавший конфликт в семье. Никита Ангелин, отец первой трактористки, родом был из греков, а греческие мужчины имели строгие понятия о том, какие области жизни недоступны для женщины. Но легендарное упорство Паши – на грани упертости – имело тоже греческие корни. Ее с детства прозвали мужиком в юбке, и все в деревне знали: если что дочери Никиты Ангелина втемяшится в голову – все будет по-ее!

Рекордсменка
Через некоторое время весть о почине трактористки с Украины донеслась до Москвы. Более того, до самого вождя. Предвоенные полтора десятилетия были временем нескончаемых рекордов. Не спортивных, а производственных, и не ради денег, а на волне массового энтузиазма. Искренних или тщательно направляемых властью – в данном случае неважно. Новой стране срочно требовались герои, и ими становились шахтеры, сталевары, комбайнеры и летчики. Первые пятилетки с их трудовым порывом и постоянными рекордами были парадной витриной социализма – такой же, как кинофильм «Цирк», песни, что «строить и жить помогают», и пафосная скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница». О том, что скрывалось за витриной – массовом терроре, голоде на той же Украине, разрушении русской деревни, рабском труде людей на многих великих стройках социализма и всем прочем, – официальная пропаганда, естественно, умалчивала.
Догадывалась ли молодая трактористка, почему ее необычный поступок вызвал столь горячее одобрение верховной власти, сейчас уже не понять. Скорее всего, нет. Она была молода, необразованна и очень увлечена своим делом. И на первом месте у Паши, как у многих ее сверстниц, тогда было все-таки «строить», а уж потом «жить».
Чтобы представить, какой была Паша Ангелина, достаточно вспомнить ту же монументальную колхозницу Мухиной. Крепкая и плечистая строительница нового мира, физически ни в чем не уступающая своему спутнику – мужику-рабочему. Натруженные руки, крепкое тело, а в лице – воля, напор, энергия, мощь. Во взгляде, устремленном в светлое будущее, – ни капли сомнения! Мягкость, женственность, сексуальность отсутствуют. Строителям нового мира они ни к чему.
После того как Ангелина возглавила у себя на родине первую в стране (не исключено, что и в мире) женскую тракторную бригаду, газеты опубликовали ее призыв: «Сто тысяч подруг – на трактора!» Это было в 1938 году, а уже спустя год на почин откликнулось не сто, а двести тысяч колхозниц. Им предстояло не только освоить передовую сельхозтехнику, но и заменить у руля мужчин – когда возникнет необходимость... Cтрана напряженно готовилась к войне. Целое поколение выросло со следующей идеей: вокруг одни враги, которые только ждут удобного случая, чтобы напасть на первое в мире государство рабочих и крестьян.

Звезда
Знаменитой на всю страну Паша Ангелина стала еще до войны. Молодая сельская трактористка быстро превратилась во всесоюзную знаменитость, в настоящую звезду, о популярности которой не мечтали и иные кинозвезды. Ее улыбка украшала первые полосы газет и журналов. Теперь уже каждый выезд в поле знатной трактористки становился информационным поводом и редко обходился без сопровождения толп журналистов и вспышек фотокамер.
В советском обществе подобная популярность с неизбежностью требовала и соответствующих наград. В 1935 году Паша Ангелина получила свой первый орден Ленина, а двумя годами позже вступила в партию и стала депутатом Верховного Совета. Теперь она получила возможность выступать с высокой трибуны, встречаться с тысячами людей по всей стране и с теми немногими, от кого зависело все в этой стране. Паша не раз лично общалась с самим Сталиным и даже, по свидетельствам журналистов, один раз осмелилась в присутствии вождя декламировать частушки, сочиненные ее подругами по бригаде.
Общественная деятельность захватила Пашу так же, как раньше техника. Во время выездов в Москву ей приходилось заниматься всем: хлопотать о своевременной отправке тракторов и сеялок, помогать землякам с поступлением в столичные институты, пробивать колхозникам путевки на курорт, разбираться с делами инвалидов, которым задерживали пенсию. Ее забота распространялась на всех, кроме собственной семьи, – использовать общественное положение неприлично. Как вспоминал позже ее племянник, единственной, хотя и полезной, «выгодой» от родства с народной героиней стало то, что ее семья счастливо избежала репрессий. От которых в те времена не был застрахован никто.
Перед самой войной Паша наконец получила высшее образование, окончив Московскую сельскохозяйственную академию – знаменитую Тимирязевку. В эти годы она много читала, выписывая себе из столицы целые коробки книг. И даже сама написала одну – «Люди колхозных полей», вышедшую вскоре после окончания войны.
В военные годы Паша Ангелина вновь возглавила женскую тракторную бригаду – но уже в глубоком тылу, в Казахстане. Все, кто работал вместе с ней, в один голос утверждали: она была прирожденным руководителем, требовательным и порой жестким, но справедливым. Когда после возвращения на Украину в 1945-м бывшие подруги – напарницы Паши разбрелись кто куда, ее авторитет безоговорочно признали и пришедшие им на смену трактористы-мужчины. В новом составе тракторной бригады оставалась единственная представительница слабого пола – сама тетя Паша.
Однако известная всей стране женщина – передовик труда, депутат, орденоносец все же не превратилась в бесполую мухинскую колхозницу с серпом в руках. У Ангелиной были муж и трое детей (и еще один приемный), которым мать возила из Москвы игрушки. Стальной характер она проявила в другом, когда после смерти мужа в 1947-м (в результате полученного на войне ранения) в одиночку воспитала всех четверых.

Закат
В 1953 году умер Сталин, и началась новая эпоха, которая нуждалась в совсем иных героях и кумирах. Разговоры о Паше поутихли, но не исчезли совсем. В некоторые социалистические страны постепенно стал проникать дух русской женщины-трактористки. В Китае возникло местное движение «продолжателей дела Паши Ангелиной». Да и на благосклонность властей на родине она жаловаться не могла. Паша была избрана в ЦК компартии Украины, добавила к своим наградам новые ордена Ленина, две звезды Героя Социалистического Труда и знак лауреата Сталинской премии. Вместе с тем до конца жизни она так и оставалась простым бригадиром, хотя ей неоднократно предлагали занять пост председателя колхоза. Отказалась она и поменять свою персональную «Победу», которую водила так же лихо, как и трактор, на более модную и престижную «Волгу». Ее по-прежнему славили в центральной прессе и приглашали на различные встречи и торжественные мероприятия. Но лучшее время Паши Ангелиной уже уходило.
Она умерла в январе 1959 года, не дожив четырех лет до своего полувекового юбилея. Смерть вызвал цирроз печени, но не по той причине, которая сразу же приходит на ум, – спиртным Паша Ангелина не злоупотребляла. В те времена цирроз печени был профессиональным заболеванием трактористов, которым приходилось иногда немного «подсасывать» горючее через шланг. Она прибыла в Москву на очередную сессию Верховного Совета и буквально сгорела за считанные месяцы. В больничной палате знаменитой «кремлевки» знатной трактористке еще успели вручить вторую Звезду Героя Труда, а через несколько дней Прасковьи Ангелиной не стало.
По существовавшей тогда номенклатурной табели о рангах дважды героиню и недавнего кумира миллионов должны были похоронить на Новодевичьем кладбище. Однако по настоянию родных похороны состоялись на родине Ангелиной.
Она так и осталась в истории одной из самых блестящих «золушек» советской эпохи. Красавицей Паша не считалась и тогда – впрочем, на сегодняшний взгляд даже лица многих кинозвезд той эпохи не всегда вызывают восхищение. Но славой и простым женским счастьем судьба ее не обделила.
А вопрос о том, могут ли женщины рулить наравне с мужчинами и лучше мужчин – будь то руль трактора, большого бизнеса и даже государства, – с тех пор решен окончательно и бесповоротно. Могут, доказали.