Вечерняя школа

С тех пор как люди научились добывать огонь и справляться с мамонтами (то есть работать), у них появилась потребность сидеть вечерком у костра, пожевывая мамонта и беседуя с братьями по духу (то есть отдыхать).

Вечерняя школа

С тех пор как люди научились добывать огонь и справляться с мамонтами (то есть работать), у них появилась потребность сидеть вечерком у костра, пожевывая мамонта и беседуя с братьями по духу (то есть отдыхать). Мы решили отправить нашего автора Веру Евдокимову в мысленное путешествие по вечеринкам разных веков.

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО:
Танцы с волками
Самые первые вечеринки — это посиделки родовой общины вокруг костра. Эдакий междусобойчик с шаманами и барабанами. Популярностью пользовались следующие элементы культурной программы: жертвоприношения, хоровое пение, ритуальные танцы, поедание мяса диких зверей, раскуривание окрестных трав. Танцы, конечно, исполнялись не просто так. Музыкальное начало первобытных людей не было отделено от движения, жестов, возгласов и мимики, и их танцы скорее напоминали пантомимы, а музыка — имитацию звуков дикой природы (вой ветра, грохот водопада, раскаты грома, рык тигра, крики койота и пр.). В то далекое от нас время музыкальные инструменты изготавливались из чьих-нибудь костей (например, того же мамонта), а ритуальные танцы исполнялись не просто так, а строго по делу. Перед охотой на определенного зверя нужно было исполнять специальные охотничьи магические пляски (для каждого зверя свои). В танце охотники подражали животным, на которых собирались ополчиться: надевали шкуры их собратьев и бегали вокруг костра так, как, по их мнению, бегают, например, страшные голодные волки по лесам. Плясками вызывали дождь, хорошую погоду и добрых духов. Наконец, танцы заменяли племени курсы по тимбилдингу — сплачивали людей и укрепляли общину. На «радость» мамонтам.
Но не охотой единой был жив первобытный человек. Совершались и другие обряды — эротические: древние верили в возможность половых связей человека с духами и для задабривания последних старались со своей стороны этим связям всячески способствовать. В партнеры духам выбирались самые достойные члены общины. Добрые сородичи оставляли их у костра поджидать своих будущих возлюбленных — не беда, что бестелесных.

ПОВТОРИМ?
Зимние шашлыки
антураж Дача, собственная или друзей, близлежащий лес.
музыкальное сопровождение Диск с записями ирландской народной танцевальной музыки.
наряд Для воссоздания атмосферы лучше всего, конечно, взять со всех участников клятву отойти назад к природе, то есть появиться в набедренных повязках строго из натурального материала (из веников, как правило, хорошие получаются). Но в суровых условиях нашего климата подобный маскарад зимой выдержат разве что потомственные моржи. Остальные могут использовать элементы национальных костюмов более северных племен: унты, меховой треух, а из подручных материалов — дубленки наизнанку и кожаные штаны.
развлечения Как только доедите воображаемого мамонта и немного выпьете для остроты ощущения, начинайте исполнять ритуальные танцы. Ритуалы придумайте сами: «вальс совета директоров», «ча-ча-ча в разгаре сессии», «танго, вызывающее прибавление зарплаты», «джига влюбленных»… Некоторые отваживаются прыгать через костер. Но имей в виду, что делать это нужно очень осторожно и только через тлеющие угли, а не горящее пламя (веники на моржах и меха на остальных легко воспламеняются). Дальше — что подскажет фантазия. Пойте, но не под гитару, а под стук какой-нибудь ориентальной погремушки. Если есть желание, принесите в жертву что-нибудь ненужное. Правда, сначала убедитесь, что показавшееся вам ненужным кресло-качалка не принадлежало, скажем, Толстому и не является фамильной гордостью хозяев старой дачи. И не бойся замерзнуть: территория вокруг горящего костра очень быстро согревается, а ритуальные танцы делают атмосферу теплее в прямом и переносном смыслах. В крайнем случае зайдете в дом и займетесь приготовлением чудотворного зелья — глинтвейна.

ДРЕВНИЙ РИМ:
Что у нас на обед?
Именно обеды можно считать типичными вечеринками того времени, потому что переходить от обеда к ночному сну у римлян считалось нормой. Император Август шел после обеда заниматься государственными делами, и эту работу его биограф называет «ночной». До полуночи пировал неугомонный Нерон.
Обед всегда предполагал, прежде всего, общение. Независимо от размеров помещения и числа обедающих центром, вокруг которого организовывалась трапеза, был небольшой стол, с трех сторон окруженный массивными, чаще всего каменными, ложами, на которых по трое на каждом и возлежали обедающие. С четвертой стороны стола доступ открывался тем, кто обслуживал обед, менял блюда и приборы, разрезал мясо, подливал вино — официантов по‑древнеримски. На ложа бросали куски ткани и подушки — они отделяли сотрапезников друг от друга.
Гостей, надо сказать, развлекали не только разговорами. В программе участвовали шуты, комические актеры, танцоры. Если хозяин не хотел тратиться на такие представления, то он сам придумывал шоу-программу — например, аукцион картин, повернутых изображением к стене, или игру в кости. Нередко устраивались развлечения более высокого уровня — выступления музыкантов, исполнение стихов, чтение вслух. Именно в Древнем Риме утвердился, казалось бы, исконно русский обычай «заворачивать с собой». Остатки еды заворачивали в красивые салфетки и с пожеланиями всего наилучшего отдавали гостям. Но постепенно, с упадком империи, начали мельчать и нравы: салфетки крали, сознательно путая принесенные с собой плохие и старые с новенькими хозяйскими.
Обед превращался в гастрономический марафон. Все это раздражало консервативные семьи, и римская интеллигенция начала устраивать своеобразные «антивечеринки» (или «антиобеды»). Первым и главным признаком таких мероприятий была скромность. Меню было разнообразным, но порадовало бы современных фанатов здорового образа жизни: свежая зелень, только что сорванные плоды и овощи. Культурную программу тоже порядком подсократили: подчас такой обед знал только один вид развлечения — так называемую сократическую беседу, то есть разговор на философские, литературные или даже повседневные темы, но обязательно живой и остроумный.

ПОВТОРИМ?
Банный день
антураж Русская баня, сауна.
музыкальное сопровождение Диск с любой ненавязчивой музыкой.
наряд Простыня (тога), шлепанцы (сандалии), шапка для парилки (лавровый венок).
развлечения (Нам ли тебе рассказывать!) Чаепитие, трапеза, светские и философские беседы, исполнение песни «Под крылом самолета о чем-то поет», посещение парилки и купание в бассейне. Остатки еды (если таковые будут) нужно обязательно завернуть в приготовленные заранее тематические салфетки (пусть на них будут вышиты или просто написаны твое имя и дата торжества). Главное — не увлечься и не отправить какого-нибудь гостя в Ленинград (это, как ты помнишь, уже совсем другая традиция!).

СРЕДНИЕ ВЕКА:
Рыцарский пир
Обеды канули в прошлое и стали считаться языческими пережитками. Но люди, несмотря на страх инквизиции, все равно хотели развлекаться. Доблестные рыцари после ношения сорокакилограммовых доспехов нуждались в снятии стресса и релаксации в компании более доступных, чем на всю жизнь избранные прекрасными, дам. И они устраивали пиры.
На пирах XII века были очень распространены танцы, исполнявшиеся одной-единственной танцовщицей. Длинная одежда танцовщицы была легкой и обрисовывала форму тела. Во время трапез и пиров считалось обычным делом, что тут же, в зале, под мерное движение сотен челюстей кто-то ходит по канату или делает акробатические упражнения. Странствующие поэты, тоже подрабатывавшие на пирах, гневно выступали в своих стихах против конкурентов-акробатов, вредивших, по их мнению, благородному искусству поэзии.
На средневековом пиру правилом этикета было усаживать каждую девицу рядом с рыцарем или оруженосцем. Делалось это для того, чтобы «во время застолья тот, кто умел говорить, мог, храня учтивость и скромность, толковать о сражениях и о любви, уверенный в том, что найдет уши, которые его услышат, и язык, который ответит ему и оставит его удовлетворенным». А потом начинались танцы, и длились они — внимание! — около часа. Приглашать можно было только рядом сидящую девушку. Исключение делалось лишь для хозяина пира: в знак наивысшей благодарности наиболее высокородный гость должен был пригласить супругу хозяина, а хозяин — супругу оного гостя. Средневековый танец кароле, популярный в то время, напоминал хоровод, и нередко его танцевали только девушки. А после вина и танцев у рыцарей и их подруг было принято укладываться всем вместе на кроватях в соседнем зале — как и за столом, дамы с кавалерами вперемешку, — но ни в коем случае не спать, а… чинно беседовать до утра.


ПОВТОРИМ?
Творческий вечер
антураж Вместительное помещение с камином. Нужно хорошенько затемнить комнату, затопить камин, развесить по стенам горящие факелы. Можно свалить в углу кучу металлолома, чтобы издалека было похоже на снятые доспехи. Пить надо из крупной посуды (если нет настоящих чарок или рога) — как минимум из кастрюли. Есть руками, а дичь рвать на части зубами и хищно. Чтобы обеспечить правильное расположение приглашенных, можно около тарелок разложить карточки с их именами и фамилиями, каждому присвоив какой-нибудь титул — графиня, виконт, барон и т. д. Оформление регалий в русском стиле менее предпочтительно — атмосфера будет нарушена.
музыкальное сопровождение Задумчивые переборы арфы или баллады случайно забредшего странника (в нашем случае — неизвестно откуда взявшегося гостя-рокера с электрогитарой).
наряд Наконец-то не грех появиться и в вечернем! Джинсы допустимы, но и в этом случае высокий каблук обязателен.
развлечения Те, что подскажут творческие натуры собравшихся. Общение между рыцарями и прекрасными дамами и светские беседы приветствуются.

СВЕТСКИЕ ВЕКА:
Салон Анны Павловны Шерер
Танцевали теперь на балах, а на вечеринках полагалось слегка закусывать, много разговаривать, играть в карты и гладить многочисленных собачек хозяйки. На балы пускали многих (к началу XIX века в подражание французам они стали более открытыми — чтобы попасть на бал, надо было просто купить билет), а на великосветские вечеринки — лишь избранных. Мужчинам полагалось надувать щеки и выдавать непреложные истины. Женщинам — мило улыбаться, говорить на языке веера и иногда падать в обморок. На каждой вечеринке обязательно должен быть гвоздь программы — или возвратившийся после долгого отсутствия из заморских стран писатель, или только что получивший огромное состояние молодец, или звезда сцены, или модный поэт, или (во времена войны) разбирающийся в положении дел на фронте генерал.
Интересно, что в Византии прообразы европейских великосветских салонов назывались «театрами». Московские и петербургские салоны XVIII—XIX вв.еков действительно сильно напоминали театральные подмостки. В XVIII веке образцом для подражания у представителей «золотой молодежи» был парижский модник. В XIX веке с проникновением британских веяний его вытеснил английский денди. Русский денди пушкинской эпохи культивировал не утонченную вежливость, искусство салонной беседы и светского остроумия, а шокирующую небрежность и дерзость обращения. Сам Пушкин в своем «Романе в письмах» признается: «Мужчины отменно недовольны моею fatitute indolente (фатовской томностью), которая здесь еще новость. Они бесятся тем более, что я чрезвычайно учтив и благопристоен, и они никак не понимают, в чем состоит мое нахальство — хотя и чувствуют, что я нахал».

ПОВТОРИМ?
День рождения интеллигентной троюродной тетушки
антураж Тетушкина квартира.
музыкальное сопровождение Французская речь, старинные романсы в исполнении тетушкиных друзей.
наряд Винтажное платье, которое подарила тебе тетушка лет десять назад. Если ты в него не втиснешься, то придется самой себя назначить гвоздем программы и явиться в чем-нибудь эпатирующем.
развлечения Чествование тетушки, гонение на барбоса, подозреваемого ею в породистости, кокетничанье с тетушкиным школьным воздыхателем, раскладывание пасьянса. Посиделки с полузнакомыми родственниками могут стать настоящим приключением и обогатить внутренний мир.

НАЧАЛО XX ВЕКА:
Поэтические посиделки
На рубеже веков в моду вошла странность: чем чуднее, тем моднее. Широко приветствовались демонизм и загадочная томность с намеком на грядущий суицид («Сейчас я выпью яду из перстня»). Некоторая страсть к горячительным напиткам у людей творческих объяснялась необходимостью дать выход мятущемуся таланту, а частое отсутствие денег — нежеланием широких кругов оный талант признавать. Но жизненные трудности никого особо не смущали, потому что в эпоху декаданса, когда, с общей точки зрения, конец света уже был не за горами, некогда было думать о земном. В конце девятнадцатого века поэты-символисты после каждой своей вечеринки выходили всей гурьбой на улицу и смотрели ввысь, пытаясь расшифровать знаки небес. Они предвкушали перемены и не боялись перехода человечества в иную стадию.
Поэтические звезды тогдашней России — авангардисты, футуристы, символисты и другие — устраивали вечера для широкой публики. Особое впечатление на современников производил Владимир Маяковский, выходивший к почитателям своего таланта и просто зрителям в широких брюках с разноцветными штанинами и с немыслимой раскраской лица. С наступлением войны поэтические вечеринки устраивать не перестали. Марина Цветаева в «Нездешнем вечере» писала о том, как в начале января 1916 года, в разгар войны, они (поэты) «сидели и читали стихи. Последние стихи на последних шкурах у последних каминов. Завтра Ахматова теряла всех, Гумилев — жизнь. Но сегодня вечер был наш!»


ПОВТОРИМ?
Пир духа
В наше время в богемной среде творческие посиделки ласково называют «пирдушками» — этимология слова понятна не сразу, да и звучит неприлично, но творческой молодежи нравится.
антураж Клубы сизого дыма.
музыкальное сопровождение Выступление африканского творческого коллектива.
наряд Джинсы, растянутая во все стороны майка, пропитанная солями всех морей бейсболка.
развлечения Среди развлечений на этих современных «пирах» популярны поэтические импровизации на заданные темы, разные творческие игры и так называемые «живые картины» (когда несколько человек изображают сцену из книги или известную картину, а остальные должны угадать, что это значит). В принципе, в общем и целом они отличаются от обычных человеческих вечеринок только составом гостей.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить