Пилотный выпуск. Как делаются мультфильмы

«Пластилиновую ворону» помнишь? А иностранца с табуреткой и слоном? А авторитетных Хрюна и Степана? Все они -дети анимационной студии «Пилот», которую основал главный режиссер нашего детства Александр Михайлович Татарский.

Пилотный выпуск. Как делаются мультфильмы

«Пластилиновую ворону» помнишь? А иностранца с табуреткой и слоном? А авторитетных Хрюна и Степана? Все они -дети анимационной студии «Пилот», которую основал главный режиссер нашего детства Александр Михайлович Татарский.

Корреспонденты Cosmo Настя Чуковская и Саша Шевелева решили разобраться с его помощью, куда уходят колобки, а также где нарыть себе зимой самоцветов…

Сначала нам казалось, что как только мы придем на студию «Пилот», так сразу, немедленно, попадем в сказку. Прямо с улицы. На деле мы попали в высокий бизнес-центр на окраине Москвы. Над главным входом было вывешено грозное предупреждение: «Предъявляйте пропуска». У нас имелись возбужденные лица и льющиеся потоком воспоминаний о любимых мультфильмах. И никакого намека на пропуск. От отчаяния мы предъявили охранникам наше явно выраженное желание попасть внутрь «Пилота». И — о чудо! — охранники понимающе кивнули.
Поэтому ничего удивительного в том, что в лифте мы опять впали в эйфорическое состояние. Болтали про зеркало в лифте, которое висит для того, чтобы мультяшки лохматыми на съемки не приезжали. Но вот двери открылись и вместо чудес — как в фильме «Кто подставил кролика Роджера» — был длинный скучный коридор с закрытыми дверями. Изумительный мир начался за одной из этих дверей. Мир вынашивания и родов.
«Фильмы — это же наши дети! Они практически так же делаются: вынашиваются в течение долгих месяцев, а потом в муках рождаются!» — сказала нам режиссер-мультипликатор Лена Чернова. Раньше Лена была «обувником», как она себя называет, то есть дизайнером по обуви в Свердловске. Как-то увидела Александра Татарского по телевизору и откликнулась на его призыв к молодым и талантливым.

* Про Фатыму
«Пилот» потихоньку становится по‑настоящему многодетной матерью. Студия уже несколько лет работает над масштабным проектом «Гора самоцветов». Как говорится в заставке, «Россия — самая большая страна в мире. У нас 150 разных народностей со своими сказками. Каждая сказка — как драгоценный камень-самоцвет». Нельзя же обижать народы! Надо каждому хоть по одному мультфильму сделать. Так что подходите в порядке живой очереди. Сейчас Лена Чернова рисует Фатиму. Нет — ФатЫму. Именно так надо произносить имя этой героини, никак иначе. Лена-то знает. Мало того что она вынашивает маленькую рисованную Фатыму, так еще специально ездила в Казань изучать татарско-русское произношение: «Русским актерам сложно уловить этот своеобразный акцент, поэтому мультфильм будут озвучивать актеры казанского театра». Фатыма сначала зарождается в голове у режиссера. Потом режиссер пишет сценарий. Дальше начинаются эксперименты на живых людях. Например: как показать, что Иван влюбился в Марью? В студии художники разыгрывают между собой сцену: «Вот он ест суп. Входит она. У него выпадает ложка из рук. Нет, не так. Пусть он на нее мельком взглянет, потом обратно в тарелку и потом опять на нее… Да, так! Глаза выпучит, рот раскроет, обалдеет!» Лена на себе показывает, как происходит с Иваном потрясающая метаморфоза. Тут мы решили, что все (ну почти все) мультипликационные герои обладают характерными чертами своих создателей. Фатыма сначала появляется в виде нарисованной на бумаге карандашом фигурки, потом разрисовывается фломастером или тушью поверх начальных линий. Каждое движение Фатымы кропотливо прорисовывается. Вот ее рука на один градус повернулась, на два, на три… на сорок… на девяносто — все это прорисовывается на бумаге покадрово. Эти нарисованные кадры потом на всяких фестивалях и презентациях раздаются детям. Потом происходит так называемая перекладка: все рисунки сканируются и оказываются в компьютере. Дальше они обводятся и раскрашиваются в специальных графических программах. Потом появляются другие герои, леса, поля, дома.

* Как мальчик стал девочкой
Последняя часть — озвучка. В этот момент все режиссеры хватаются за волосы и нервно бегают по детским садам, школам, театральным студиям — ищут идеальные голоса для героев. Лена — режиссер мультипликационных фильмов «Про девочку» и «Умная дочка». Ей был нужен живой девчачий голос, который ей даже начал сниться. Сотни детей были прослушаны, но все так старательно выговаривали каждую букву в стихотворении, что вся изюминка только формирующейся детской речи от такой правильности пропадала. Лена категорически не хотела, чтобы взрослые актеры подделывали детей. И однажды в маршрутке, словно по щучьему велению, она услышала четырехлетнего мальчика. Он не переставая тыркал уставшую маму, пять раз подряд переспросил, почему ему надо говорить тише, шкодничал и хулиганил. Лена быстро сунула маме визитку со словами: «Вы не подумайте, что я маньячка», — и умолила позвонить. Так мальчик Никита стал девочкой в «Умной дочке» и «Про девочку». Он гнусавил, шипел, не выговаривал и половины алфавита, но именно это и было нужно. Никита повторял за Леной текст, все время сбивался, потому что одновременно пытался нажать на все кнопки, висел вниз головой и вообще устроил абсолютную диктатуру. Теперь ему уже шесть, и он взял с Лены обещание, что когда-нибудь озвучит наконец мальчика. На одну такую 13-минутную серию «Самоцветов» уходит почти год.

* Пластилиновые все
Дверь за нами закрылась, и мы попали в другое измерение — в пластилиновую студию. Первое, что видишь, — это пластилиновые ноги, руки, носы, глаза, аккуратно разложенные на стеклах. Над зеленым экраном стоит трехэтажная стеклянная конструкция. На первом этаже — туловища героя. На втором, скажем, его правая рука. На третьем — левая. Аниматор вручную покадрово переставляет герою пальцы, руки в разные стороны — это тоже называется перекладка. Вот герой зажимает немного этот пластилиновый пальчик, вот второй наполовину, вот мизинчик. Каждое новое положение рук-ног героя фотографируется и оказывается в компьютере. Потом нажимается кнопка play, и герой ходит, открывает рот, сгибает пальцы в кулак и вот-вот кинет в нас бутылкой. К сожалению, герой быстренько изнашивается и приходится его либо долеплять, либо переделывать. Поэтому художникам приходится сразу готовить несколько «дублеров», готовых заменить несчастного после травмы. Голов у героя в среднем девять (как у Змея Горыныча), а рук и не сосчитать.
Серафиму Черному 19 лет, он закончил училище для скульпторов. На его столе лежит идеально вылепленная жаба в трико и желудь в костюме — для мордовской сказки.
Огромный том книги «Мордва» расположился на столе у режиссера и пластилиновых дел мастера Сергея Меринова. Сергей долго изучал обычаи мордовского народа: как они строят свои избы, как они пляшут и что поют. Вся книга в закладках.
Технология пластилинового мультфильма такая же, как рисованного. Только вместо бумажных картинок используется обычный разноцветный пластилин. Вся комната в мелких разноцветных клочочках: тут и зайцы, и дедки с бабками, и их сменные головы с разными физиономиями, и дом, в котором они живут: избушка с деревянными половицами, с пухлой беленой печкой и с глиняной посудой. «Пластилин мы закупаем самый обычный, для детской лепки, он не пачкает руки, — говорит Сергей. — Он такой безопасный, что его даже можно есть. Его уходит уйма, поэтому мы его сразу покупаем целую „ГАЗель“. Я думаю, на год работы нам хватит». Мы тоже думаем, что хватит, конечно, если они его есть не будут.
У Сергея на столе лежало прямое доказательство нашей теории о том, что все герои похожи на своих хозяев. Это был тот же старик, что в мини-копии располагался над зеленым экраном, только крупным планом. Поэтому нам четко было видно, что его нос и борода явно смахивают на Сережины! «Да у него и повадки мои — вот он закидывает руку ко лбу. Это я так всегда делаю», — гордо произносит режиссер. И добавляет: «Пластилин — это работа, я его домой не ношу, только из меня все равно нечаянно маленькие кусочки сыплются. Мои родные все ругаются: вот опять весь в мусоре пришел. А что я могу сделать?» Кстати, о мусоре. В создании мультфильмов участвуют даже стоматологи. Когда они списывают использованные пинцеты и шпатели, которые нельзя больше применять в лечении пациентов, то не выкидывают их, а любезно предоставляют пластилиновой группе. Художники этими медицинскими приборами аккуратно вытаскивают у пластилиновых героев глаза, прорезают ноздри и чистят им уши. Надо сказать, что все детали выглядят настолько живыми, что от глазок на столе становится немного не по себе. Как, впрочем, и от пластилинового топора — впору Раскольникова звать… Все декорации в этих мультфильмах тоже из пластилина: небо, солнце, трава, горы, деревца, дожди. «Обычно декорации и герои у нас долго не живут, но вот что-то осталось», — Сережа показывает нам часть тщательно слепленной пластилиновой Москвы, где каждый домик сделан точь-в-точь как он есть.

* Ким на рыбалку, мы на балкон
За третьей дверью, в следующем измерении «Пилота», мультфильмы делают на компьютере. Герой корейской сказки Ким скроен из десятка кусочков: руки, ноги, шея, голова. Отдельным файлом — глаза, брови, нос и рот. Девушки-аниматоры переставляют кусочки на экране, и вот Ким уже идет на рыбалку. «Дом Кима мы рисовали от руки, на настоящей рисовой бумаге, потом отсканировали рисунок и раскрасили на компьютере», — рассказывает режиссер Леон Эстрин. Вы будете смеяться, но он сам тоже как герой мультфильма. У него потрясающие усы и озорные детские глаза под стеклами взрослых очков. Компьютерные программы не очень ускоряют процесс создания мультфильма. Все равно художнику приходится делать каждый кадр вручную, рисуя на бумаге все части тела героя. «Мы пытаемся минимизировать роль компьютера, чтобы все выглядело натуральней», — говорит Леон. А глава студии «Пилот» Александр Татарский говорит о компьютере вот так: «Компьютер — все равно что унитаз. Приходит человек и наполняет его содержанием. Без человека это достаточно бесполезная конструкция». Такими прекрасными афоризмами папа пластилиновой вороны одаривает нас на балконе офиса. Великолепный балкон. Оттуда видны холмы Серебряного Бора и строящийся мост из железных кружев через Москву-реку. Там нам удалось поймать неуловимого Татарского, который следит не только за всем, что происходит в студии, но и за тем, как строится этот мост. «Это мост практически к моему дому», — говорит Александр Михайлович, хмуря бровь. На этом же балконе он скрывается от недобросовестных журналистов, которые вечно перевирают его слова. И от сотрудников, все равно забегающих сюда каждые пять минут с напоминаниями о тысяче и одном деле, которые предстоит немедленно сделать. Мы сразу поняли, что создатель «Пилота» многолик. Во‑первых, он Строитель. Он строит дом, планы и сотрудников студии. Во‑вторых, по его словам, он один из сыщиков Колобков, они же братья-пилоты, со своим коронным: «Ой, Шеф, а я вас вижу!» — «Аналогично!»
А еще он такой персонаж… вроде красивой девушки, которая никак не может выйти замуж, потому что слишком разборчива. Был бы поуступчивее, сидел бы в Голливуде и ваял мультики. Но вы бы попробовали диктовать Татарскому! Ему если скажешь слово «мультик», у него аж кудри дыбом встают. Он не мультики делает, а анимационные фильмы.
Единственно, у кого есть к нему свой подход, — это самые строгие критики. Дети. «Все эти фокус-группы — типичное не то, — говорит Татарский. — У меня есть несколько дружественных детей, которых я после просмотра спрашиваю: „О чем мультфильм?“ И по тому, какие ребенок запомнил детали, чем он был заворожен, можно понять, стоящую вещь ты сделал или нет». Мы подумываем о том, чтобы стать дружественными Татарскому детьми. В сущности мы не такие уж взрослые. Он будет нам показывать мультфильмы и советоваться. И мы будем самыми счастливыми и добросовестными журналистами на свете.
…Настала пора уходить, хотя до пятницы мы были совершенно свободны. Когда мы спустились с десятого этажа в холодный город, нам отчаянно захотелось побежать обратно в «Пилот», взять у них краски и покрасить-покрасить-покрасить все эти голые деревья, серые здания, слякотную дорогу, чтобы засверкало все — как в фильмах о «самоцветах».

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить