Нина Бисярина: «Мечты сбываются!»

Нина Бисярина — известный художник-мультипликатор. Ее трогательные фильмы «Воробьи — дети голубей» и «Поездка к морю» завоевали множество призов на серьезных фестивалях, и сейчас наша героиня снимает финальную часть трилогии.

Нина Бисярина: «Мечты сбываются!»

Скажи, пожалуйста, в качестве кого ты хотела увидеть себя в Сosmo?
Ну, в качестве модели, наверное. Я работала в модельном агентстве «Глобус-модель», даже, помню, участвовала в каком-то кастинге, но не прошла.

Так часто бывает, что мечты приходят к нам с опозданием. Но все равно ведь приходят! Насколько я знаю, ты хотела стать мультипликатором с детства.
Да, я даже в школьном сочинении, которые задают писать во втором классе, написала, что «мечтаю стать художником-мультипликатором, потому что мультфильмы учат людей добру». Совсем недавно нашла это сочинение у бабушки — она мой «хранитель». Перечитала и поняла, что детские мечты сбылись, а значит, я — счастливый человек.

И по-прежнему считаешь, что мультфильмы учат людей добру?
Ну, теперь я знаю, что они бывают разными, но хорошие фильмы — не важно, детские или взрослые, веселые или грустные — так или иначе, учат добру. И красоте.

Твои мультики — для детей, или все-таки для взрослых?
Они, скорее, не для детей, а о детях. Хотя в планах у меня — снять детский анимационный сериал. Но прямо сейчас я работаю над заключительной серией трилогии, сложившейся из фильмов «Воробьи — дети голубей» и «Поездка к морю». Эти мультфильмы посвящены разным стадиям, периодам взросления. Персонажи разные, но мироощущение у них чем-то похожее. Может быть, это воспоминания взрослого человека о детстве. Заключительная серия называется «При выходе не забывайте свои вещи», я работаю над ней второй месяц.

А вообще, сколько времени уходит на пятиминутный или семиминутный, как «Поездка к морю», фильм?
Поскольку «Поездку» я снимала по госзаказу, то у меня были строго оговоренные сроки — шесть месяцев. Дело наше долгое, все рисуется на кальке вручную, кроме того, я не только художник своих фильмов, но и режиссер, а это совсем другая работа, и она тоже требует сил и времени.

Подожди, какая калька? Разве сейчас у нас не век компьютерных технологий?
Сейчас, конечно, есть множество разных удивительных технологий, к примеру, motion capture, в которой снимался всем известный «Аватар». Создается 3D-модель, которую потом «отыгрывает» актер. Но технологии применяются не для того, чтобы облегчить или ускорить процесс создания фильма, — если он снимается быстро, значит, подготовительный период был больше, персонажи разрабатывались особенно тщательно и так далее. Вообще, какими бы ни были технологии, все и всегда приходится доделывать вручную. Это мой личный опыт. А скорость имеет значение только для быстрых телевизионных проектов.

Что самое главное для мультипликатора? Важно быть хорошим художником?
Сейчас скажу ужасную вещь, но я на самом деле считаю, что уметь рисовать в анимации необязательно. Главное — быть уверенным и знать, какую именно историю тебе хочется рассказать.

История, которую ты рассказываешь и показываешь в мультике «Поездка к морю», не самая веселая. Маленькая девочка c бабушкой едет в поезде, мечтает о прекрасном море, а приезжает к залитому дождем перрону… Ты пережила нечто подобное в детстве?
Но ведь девочка мечтала увидеть море, и она его увидела! Не важно, что шел дождь. Что касается меня, то я ни разу не ездила к морю поездом — я к нему летала. Эта история сложена из детских воспоминаний, моих и моего сына. И, кстати, желание моря у меня есть всегда. Одно время мне даже снились сны про город, где точно есть море, и я иду к нему, иду, какими-то улицами, переулками, точно знаю, что оно рядом, но просыпаюсь, так и не дойдя до него.

Отличный сюжет для нового мультфильма! Что-то в духе Сильвена Шомэ… Как ты относишься к его творчеству?
«Трио из Бельвилля» — хорошо, но это не мое. «Иллюзионист» вообще не понравился, тем не менее, с ним у меня связано приятное впечатление. Я смотрела этот фильм в Сан-Франциско и поразилась тому, что взрослые люди шли в кинотеатр специально на этот мультфильм парами. И был полный зал. Вот у нас бы так!

Мне кажется, у нас тоже хватает заинтересованных зрителей…
В общем, да, все не так плохо. В этом году у нас с Мариной Климовой (она занимается кинопрокатом программ авторских фильмов) был опыт проведения в екатеринбургском кинотеатре «Салют» «Ночи анимации». В конце августа представили гостям обширную программу российских и зарубежных фестивальных мультфильмов.

Твои работы были?
Нет, конечно. Во‑первых, я была в числе организаторов действа, а во-вторых, мои работы уже «старенькие», их многие видели. Показывали, например, фильм Миши Дворянкина «Подарок», получивший Гран-при Суздальского фестиваля. И вообще, было много интересного, но мы все равно боялись, что люди не откликнутся, начнут уходить. Зря боялись — был аншлаг! Думаю, такой интерес к анимации объясняется помимо прочего тем, что людям сейчас не хватает мультсборников, которые были в нашем детстве. Хорошо, что традицию пытаются возродить, хотя это происходит не так быстро, как хотелось бы. И я не думаю, что проблема в том, что кто-то хочет много денег. Она, скорее, в нехватке людей, которые готовы последовательно этим заниматься.

Сейчас на экранах царят голливудские мультики и аниме…
Знаешь, профессионалов коробит от слова «мультик», хуже него — только «мульт». Мы говорим «мультфильм» или «анимационный фильм». Что касается аниме — я его не смотрю, но считаю, что это направление имеет право на существование. Японские мультфильмы разные бывают — работы Миядзаки, например, это анимация высочайшего уровня.

«Поездка к морю» была отмечена на международном фестивале КРОК и Суздальском фестивале анимационных фильмов, а еще она получила главный приз на XVIII фестивале «Окно в Европу» в Выборге. Как изменилась твоя жизнь после этих премий?
Премии нужны для того, чтобы перестать сомневаться. Все время работаешь и сомневаешься, думаешь: а стоит ли это делать, тем ли я занимаюсь? Премия — это признание, подтверждение того, что все хорошо. Ну и статус меняется, появляются интересные предложения по работе, возможность смотреть самые новые фильмы — в этом году, например, я была в жюри Суздальского фестиваля.

Твои фильмы можно без лишних сложностей скачать на YouTube. Как ты к этому относишься?
В доступности творчества есть много плюсов. Вот, например, я написала на Facebook, что еду в Сан-Франциско, и тут же получила сообщение от незнакомой девушки — она моя поклонница, знает мои фильмы буквально по кадрам (смотрела в Интернете) и хочет повидаться со мной в Сан-Франциско, приглашает на обед. Мы действительно встретились с ней, она оказалась очень приятным, интересным человеком. Теперь, когда я работаю над новым фильмом, то часто думаю: он нужен хотя бы одному человеку в мире. Который живет в Сан-Франциско. Вот для этого и нужен Интернет.

Я знаю, что ты работаешь и как режиссер, и как сценарист, и как художник. А где у нас учат таких специалистов?
Вначале я окончила факультет дизайна интерьера и графики в Архитектурной академии — училась и мучилась, мне это было совсем неинтересно. Думала уехать в Москву, но перемены случились здесь. У меня родился сын Максим, и почти одновременно с этим в академии открылся новый факультет анимационного дизайна. Вот здесь учиться было уже по‑настоящему здорово — тем более преподавали у нас мировые звезды, люди, известные всем, кто хоть что-то понимает в анимации, — Оксана Черкасова, Алексей Караев. Это легендарные имена — на любом фестивале достаточно сказать, у кого ты учился, чтобы люди начали уважать и… завидовать!

Нина, по всему видно, что творчество — вся твоя жизнь. Чему еще в ней есть место?
Веду занятия у детей, учу их делать анимационные фильмы, и наши работы уже получали дипломы в Испании, их показывали на большом экране в Москве.

Наш знаменитый земляк, художник Виталий Волович, говорит, что нельзя вмешиваться в детское творчество, — дети рисуют так, как могут рисовать только дети. Ты согласна с этим?
Абсолютно верные слова, хотя лично мне эту позицию часто приходится отстаивать. Понятно, что у руководителей студии — свои задачи, у родителей — свои ожидания, но мне важно не научить детей рисовать, а чтобы они сделали мультфильм из того, что умеют.

Твой сын Максим смотрел мамины фильмы?
Конечно, он их посмотрел! Есть у меня одно незабываемое впечатление, привезенное с фестиваля в «Орленке». Мой фильм стоял в программе сразу после «Смешариков», но программу перепутали, прервали показ, запустили «Смешариков», потом — мой фильм, и вот тогда-то я поняла и осознала свое место в мировой анимации. Весь зал хором скандировал: «Сме-ша-ри-ки! Сме-ша-ри-ки!» Максим заплакал, я вначале подумала, что ему стало маму жалко, но, оказывается, он тоже хотел увидеть «Смешариков» и расстроился, что их не показывают.

Тебе не хотелось бы снять взрослый мультфильм, историю о любви?
Есть одна задумка, но не для анимационного фильма. Пока вижу только два кадра, этого явно недостаточно.

А как у тебя самой обстоят дела на этом, любовном, фронте?
Как в мелодраме, и даже лучше. Больше пока ничего не скажу.

Как ты считаешь, девушке творческой профессии нужно быть финансово независимой?
Мне кажется, впадать в финансовую зависимость от мужчин девушкам точно не стоит. Сама я никогда не зависела ни от кого, кроме родителей, но знаю много примеров, когда отношения портились, и девушки потом не знали, как справиться не только с одиночеством.
Важно, чтобы рядом был сильный, преданный человек, который тебя не подведет. Но тут возможны варианты. Как сказала одна моя подруга, «у меня такой человек — не муж, а свекровь».

Твои родители, наверное, очень тобой гордятся.
Да, но мой самый преданный и верный поклонник — это бабушка.

Подожди, а она случайно не похожа на трогательную бабушку, которая едет с героиней «Поездки к морю» в поезде?
Похожа. И в детстве со мной был подобный случай, когда бабушка в поезде куда-то исчезла, и я очень испугалась. Такая детская эмоция. Вообще, я выросла в семье, где все привыкли друг на друга рассчитывать, я ощущаю поддержку и мамы, и папы, и бабушки с дедушкой, и сестры. Сестра помогает мне в работе над мультфильмами — технически помогает, она у нас учится на астрофизика. А еще я недавно завела кота, привезла его из Москвы, все смеются, спрашивают: «Ближе не нашла?» Он был маленький, смешной, даже без усов, они у него потом выросли.

Ты смотришь какие-нибудь телесериалы?
Нет, увлечение «Доктором Хаусом» прошло мимо меня. Но я успеваю смотреть фильмы из фестивальных программ, например, второй год подряд приезжаю на Московский кинофестиваль. То как участник, то как гость.

Какой у тебя самый любимый в мире город?
Мой родной Новоуральск. Он маленький, уютный, зеленый, цветущий. Это город моей семьи, и когда я приезжаю туда из Екатеринбурга, я словно оказываюсь в гостях у бабушки.

А уехать дальше, чем в Екатеринбург, никогда не хотелось? В Москву или, к примеру, в Сан-Франциско?
Может, и хотелось бы, но надо знать, для чего ехать. Работать можно где угодно. Хотя, если от нас все уедут, кто же тут останется?

Нина, ты, наверное, самая немногословная девушка из всех, кого я знаю!
Ну, я же из «закрытого города»!

С Ниной Бисяриной разговаривала Анна Матвеева

ФОТОГРАФ: ДМИТРИЙ СКУТИН. СТИЛИСТ: ЭЛЬВИРА МЕНЬКОВА. ВИЗАЖИСТ: АЛЕНА ВОЛОНУЕВА (АГЕНТСТВО IMAGESERVICES) Одежда для съемки предоставлена магазином NEW LOOK. Благодарим за помощь в проведении съемки IKEA-Екатеринбург.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить